ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Fotolia_60724821_S-1Зигмунд Фрейд в своё время доказал, что события, произошедшие в детстве, сильно влияют на дальнейшую судьбу человека. После этого специалисты серьёзно заинтересовались психологией ребёнка.

В процессе изучения стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Проявления детской агрессии являются одной из наиболее распространённых форм нарушения поведения. К ним относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, жестокость и драчливость. У детей наблюдается прямая и косвенная вербальная озлобленность – от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений и угроз. У многих детей наблюдаются случаи физической агрессии – косвенной (порча одежды сверстника, поломка чужих игрушек) и прямой (дети кусаются, плюются, бьют кулаком сверстников по голове и лицу). Такое поведение опасно для окружающих и требует грамотной коррекции.

Существует две формы проявления агрессии: недеструктивная и враждебная. Первая – это механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребёнка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов. Вторая – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль и получить от этого удовольствие. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых, вероятно, она запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: её простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Она присуща мальчикам, имеющим дополнительную Y-хромосому. Максимальное удовлетворение дети получают при достижении желаемого результата, после чего агрессивные действия прекращаются.

Белорусский психолог Игорь Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы.

Социализированная. Дети не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль и нравственная нестабильность. Они используют агрессию для привлечения внимания, ярко выражают свои агрессивные эмоции, например, громко ругаются, кричат, разбрасывают вещи. Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнёров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.

Несоциализированная. Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами с негативными эмоциональными состояниями. Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на стрессовую или психотравмирующую ситуацию. У таких детей высокая тревожность, они склонны к возбуждению и импульсивному поведению. Они не ищут сотрудничества со сверстниками, часто не могут внятно объяснить причины своих поступков. Они получают удовольствие от причинения неприятностей другим.

Родители не должны подавлять агрессию в своих детях, так как это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребёнка могут привести к аутоагрессии (когда вред наносится самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство. Подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в бессознательном ребёнка. И когда-нибудь она может вырваться наружу в виде яростного взрыва, причём обычно достаётся невиновным людям. При этом детская агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников, и образуется порочный круг, выбраться из которого без помощи специалиста часто участники не могут. Родителям важно научить ребёнка не подавлять, а контролировать свою агрессию.

Основываясь на проявлениях агрессии, Игорь Фурманов выделяет четыре категории детей:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Это активные, деятельные и целеустремлённые ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии. Такие дети активны и работоспособны. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако, при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными, становятся общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечёт за собой состояния напряжения и возбуждения.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами и желаниями окружающих.

4. Дети, склонные к проявлению негативизма. Такие дети ранимы и впечатлительны. Основные черты характера – эгоизм, самодовольство и чрезмерное самомнение. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое своё слово.

Всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство – это неспособность понимать других людей. В окружающих они видят только их отношение к себе. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяют ребёнку увидеть других, пережить чувство связи и общности с ними. Поэтому для него так трудны сочувствие, сопереживание или содействие. Он остро ощущает чувство одиночества и изолированность от остального мира.

Оксана Ирижипова, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дружба»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:

Пожалуйста докажите что вы человек x

 Редакция интернет-журнала «Социальные вести»
Адрес: г. Астрахань, ул. Свердлова, 16/ Адмиралтейская, 18
Тел: 8 (8512) 51-02-10
Почта: [email protected]
График работы: пн-пт с 8:00-17:00
Перерыв: 12:00–13:00
Свежие записи
Социальные вести © 2022 ·     · socvesti.ru Наверх