Первое знакомство с книгой у детей начинается со сказок. Сначала мальчики и девочки с интересом рассматривают красочные иллюстрации и с удовольствием слушают удивительные истории, а затем постепенно запоминают их и уже самостоятельно рассказывают волшебные сюжеты взрослым. В Областном реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями проводятся занятия по сказкотерапии.
«Сказочные» уроки не только знакомят ребят с сокровищницей поучительных историй, но и учат правильно передавать содержание текста, формулировать свои мысли. Волшебные рассказы, как подчёркивают специалисты, активируют эмоциональную сферу ребёнка и положительно влияют на его речевую деятельность. Дети с удовольствием участвуют в инсценировании сказок с помощью игрушек, пальчикового театра и карточек-иллюстраций. Атмосфера волшебства и чуда – важный элемент в процессе воспитания юных открывателей мира.
Работа с детскими книгами на уровне слова, художественного образа позволяет формировать у ребят вербальное и невербальное воображение, а также активный речевой запас. Всё это в дальнейшем станет основой для развития.
Предлагаем вашему вниманию несколько развивающих игр.
«Назови сказку». Совместно с ребёнком рассмотрите иллюстрации к сказке и предложите ему сказать её название.
«Расскажи сказку». Разглядывая картинки, попросите малыша рассказать по ним сказку.
«Подбери слово». Например, к сказке «Маша и медведь» предложите ребёнку подобрать подходящие слова, характеризующие главных героев этого произведения. Спросите его: «Какая Машенька? Какой Мишка?»
«Договори название сказки». Взрослый бросает мяч и называет первое слово задуманной сказки. Поймав мяч, малыш произносит полное название произведения. Например: Заюшкина (избушка), Золотой (ключик), Аленький (цветочек), Три (поросёнка), Красная (шапочка).
«Закончи сказку». Взрослый рассказывает начало сказки, а ребёнок – конец.
«Что лишнее?». В эту игру можно играть всей семьёй. Взрослые по очереди называют несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, среди них одно лишнее. Малыш должен угадать эту историю и назвать лишнее слово. Например: Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»). Старик, рыбка, стиральная машина, корыто («Сказка о золотой рыбке»).
«Измени сказку». В процессе чтения известного детского произведения взрослый изменяет некоторые детали, а малыш, заметив ошибку, должен её исправить.
Формы работы с книгой разнообразны. Любые окружающие явления и возникающие ситуации можно описать языком сказок. Правильно используя возможности сказкотерапии, родители способны оказать малышам неоценимую помощь.
Во-первых, ребёнок будет чувствовать, что взрослые интересуются его проблемами. Во-вторых, он сможет усвоить простую истину — безвыходных ситуаций не существует. Кроме того, путешествия в сказочный мир разовьют детскую фантазию, научат верить в силы чуда и добра.
Полезные советы
Читайте сказки вместе с малышом.
Произносите слова из детских произведений в разном темпе, с разной силой голоса. Например, слова Медведя говорите громко, а Мышки — очень тихо, почти шёпотом.
Пойте вместе с ребёнком песенки персонажей сказки.
Собирайте вместе с малышом свою домашнюю библиотеку любимых книг.
Не отказывайте, если ваше чадо просит почитать ему прямо сейчас. Интерес к книгам надо поддерживать и развивать.
Не наказывайте ребёнка, если в процессе чтения он ошибся, перепутал имена героев. Прочитайте это произведение ещё раз.
Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями: г. Астрахань, ул. Ботвина, 26а, телефон (8-8512) 38-06-82
Н. П. Скоробогатова, Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями