Ребёнок должен привыкать к самостоятельности и ответственности, даже если это особый ребёнок. Педагоги детского дома-интерната в Наримановском районе учат своих подопечных вести домашнее хозяйство. Так дети развиваются творчески и приобретают трудовые навыки, считают специалисты.
В учреждениях, где живут ребята с тяжёлыми нарушениями в развитии, трудовое воспитание имеет первостепенное значение. В Разночиновском доме-интернате для умственно отсталых детей девочки учатся декоративно-прикладному творчеству: шьют мягкие игрушки, расписывают деревянные изделия. Но больше всего воспитанницам нравится готовить в кружке «Домоводство».
Уроки кулинарного мастерства основываются на разработанной специалистами программе. На каждом занятии девочки изучают новый рецепт и повторяют уже усвоенные. Засучив рукава, маленькие хозяюшки нарезают бутерброды и готовят салаты. Постепенно ученицы переходят к блюдам посложнее — оладьям, пирожкам с картошкой, голубцам.
У всех поварят — фартуки, волосы собраны в косы. Это обязательная форма для учениц, желающих готовить. В школе кулинарии учат соблюдать правила гигиены, выглядеть красиво и опрятно, прививают хороший вкус.
Овощи и зелень девочки собирают в огороде, который находится прямо под окнами кухни. Приятно мыть и резать поспевшие помидоры, огурцы, укроп, зная, что ты ухаживал за ними, а потом сам собирал урожай.
Когда у воспитанниц получаются ароматные и вкусные блюда, они приходят в восторг. Ведь им так хочется почувствовать себя настоящими хозяйками и встречать гостей приготовленными угощениями.
Для овладения кулинарными тонкостями на кухне есть всё необходимое. Поварята узнают о технике безопасности, учатся обращаться с плитой и содержать в чистоте кухонный гарнитур. Большое удовольствие им доставляет сервировать и украшать стол, за которым собираются принарядившиеся хозяюшки, чтобы опробовать свои блюда и угостить друг друга.
После занятия девочки и воспитатель обсуждают их первые кулинарные победы и первые трудности, то, над чем предстоит поработать. Специалисты внимательны к мнениям детей. Их пожелания помогают скорректировать программу, выстроить уроки так, чтобы они были интересны воспитанницам и каждая из них добилась успеха в кулинарном искусстве, почувствовала себя гостеприимной и самостоятельной хозяйкой.
Наталья Дусалиева, Разночиновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей