«Вы приняты» — эти заветные слова, адресованные соискателю работы, вызывают гамму эмоций. В ней — не только радость, гордость, удовлетворение, но и страх, неуверенность, сомнение. Ведь впереди ещё много стрессовых ситуаций, главными из которых являются знакомство с коллективом и прохождение испытательного срока.
Перед погружением в новую атмосферу волнуется каждый, даже сотрудник, сменивший за свою жизнь не одно место работы. В статусе «новичка» находиться непросто. Чтобы было комфортнее адаптироваться, следует соблюдать базовые правила.
- Познакомьтесь со всеми коллегами. Даже если штат сотрудников внушительный, не откладывайте первую встречу. Попросите представить вас коллективу. Обратитесь к присутствующим с приветствием и выразите радость от знакомства. Так вы создадите впечатление доброжелательного и вежливого человека.
- Выберите наставника. Зачастую кто-то из коллег проявляет больше внимания к новичку, чем другие. Обязательно примите такое неформальное наставничество и будьте благодарны за него. Не стесняйтесь задавать интересующие вопросы и обсуждать возникающие трудности.
Сохраняйте дистанцию. Не торопитесь превращать деловые отношения в дружеские. Только со временем будет ясно, как расставить приоритеты. Не обсуждайте коллег «за глаза» и не позволяйте вовлекать себя в сплетни. Репутация злоязычного человека способна навредить вашей карьере.
- Принимайте правила как данность. Не вносите с первого дня предложения по улучшению рабочей системы и не критикуйте её. Возможно, за вашими плечами есть богатый опыт, который может быть полезным руководству. Поделиться своими знаниями стоит, но если вас об этом попросят. Помните русскую народную поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».
- Проявляйте активность. Не бойтесь браться за выполнение сложных дел. Руководитель оценит вашу энергичность. Однако соблюдайте баланс: излишняя активность и эмоциональность могут вызвать раздражение коллег.
- Занимайтесь соответствующими делами. Не решайте личные вопросы в рабочее время. Помните о том, что не стоит разговаривать по мобильному телефону на посторонние темы, а также общаться в социальных сетях.
- Соблюдайте дресс-код. Даже если он не прописан в уставе учреждения, обратите внимание на негласные правила вида одежды. Уточните, приемлемы ли джинсы и водолазки или распространён строго классический стиль.
Будьте пунктуальны. С уважением относитесь к внутреннему распорядку, не опаздывайте к началу труда и не задерживайтесь с обеденного перерыва. Однако в конце дня не торопитесь домой: оставаясь на рабочем месте сверх положенного времени и доделывая задания до конца, вы продемонстрируете свою ответственность и приверженность делу.
Первое впечатление о человеке — наиболее запоминающееся, именно поэтому важно правильно себя «преподнести». Будьте собой и не забывайте про искреннюю улыбку — пусть она станет вашей визитной карточкой. Важно быть не только хорошим сотрудником, но и приятным человеком.
О. В. Домбровская, Центр развития социальной сферы