Ваша вторая половинка бежит после работы домой, чтобы… опробовать новую компьютерную игру и рассказать об этом подписчикам? Он разговаривает сам с собой без перерыва? И часа не может прожить без того, чтобы не посмотреть, сколько у его канала просмотров? Похоже, это «симптомы» стриминга. Не спешите вздыхать и закатывать истерику: любимое хобби может стать успешным заработком.
«Надо общаться с народом», — назидательно сообщает 16-летний геймер моему знакомому Диме, который недавно занялся стримингом. «Ты не смешной. Люди не будут смотреть на тебя. Ну пошути там, что ли…» — продолжает учить он. «У меня серьёзная игра. Мне не до шуток! — отрезает новоиспечённый стример, нервно отбиваясь от кровожадных зомби, к счастью, виртуальных.
Игра по вселенной зомби-апокалипсиса транслируется в прямом эфире, видео доступно любому. Свой канал на YouTube Дима открыл две недели назад. Теперь каждый вечер у него расписан по минутам: когда он играет «для себя», а когда — «для стрима». А голова забита идеями, как сделать канал популярнее. Как человек, который неровно дышит к игровому контенту, и как геймер со стажем, Дима не мог не подхватить популярную сейчас «стрим-волну». Но обо всём по порядку.
По сути игровой стриминг — это видеоблог об играх, а на деле — целая культура. Автор канала для геймеров показывает, как он играет в выбранную им компьютерную игру. А что привлекает зрителей? Во-первых, каждая игра — это своего рода шоу (для одних стримеров) или мастер-класс по игре (для тех, кто настроен серьёзно). Ведя своего персонажа по улочкам игрового мира, завоёвывая для него обмундирование, сражаясь с нечистью (ну, к примеру), стример комментирует свои действия и вставляет грамотные или едкие замечания. Чем интереснее и эмоциональнее игра, тем больше просмотров. Кроме того, подписчики узнают, например, всю подноготную только что вышедших игр и делают вывод, а стоит ли их вообще приобретать.
Подписчики не ограничиваются ролью пассивных наблюдателей. Они не дают геймеру заскучать. Зрители пишут ему в общем чате, который выводится на экран. Например, спрашивают мнение автора о новых играх, фильмах, просят передать привет, предлагают влиться в команду. Не обходится тут и без чёрного пиара. Кто-то может целенаправленно оскорблять стримера, чтобы добиться эмоциональной реакции. Да, меланхоликам и тонким натурам сюда путь заказан.
Если харизматичный геймер заинтересовал зрителя, тот поощряет его видеопост донатом, то есть перечисляет на его канал желаемую сумму. Границы добровольных пожертвований выставляются стримером (общепринятые «рамки» — от 1 рубля до 15 000). Часто игроки указывают, на что им хочется подзаработать. Например, на более мощную компьютерную технику или, скажем, билет на Comicon или турнир по играм Hearthstone и Dota 2. И… мечты сбываются. Кстати, внесение электронных денег, как правило, сопровождается голосовым сообщением, что вызывает дополнительный всплеск эмоций у подписчиков.
Число стримеров растёт в геометрической прогрессии. Стриминг стал в каком-то роде субкультурой. Да, геймеры сменили готов, панков и исчезнувших эмо. И отличает их не столько внешний вид, сколько разговоры об играх и обилие специфической терминологии. В последнее время в России для стримеров стали проводить фестивали. Например, в 2016-м «Стримфест» в Москве собрал около 30 популярных геймеров, ведущих свои каналы, а также фанатов и косплееров (на фото слева — ред.). Нужно ли говорить о Кубке России по киберспорту (на фото справа — ред.).
Вопреки распространённому мнению, выбирает «киберкарьеру» не только молодёжь. Продвинутая пенсионерка Анна Сандалова (ник – Баба Аня) из Новосибирской области показала, что и бабушкам это под силу. Посмотреть, как Баба Аня забавно ориентируется в игровом мире, желает всё большее число людей. Становятся звёздами игровой вселенной и талантливые люди с ограниченными возможностями. Но о них — в следующем материале.
Наблюдая за успехом стримеров, мой знакомый мечтательно забегает вперёд. «Будет у меня 100 подписчиков, смогу зарабатывать на рекламе»,— планирует он. Пока подписчиков — 16, а просмотров — от 10 до 60. Главное, считает Дима, чаще обновлять контент канала и «отшлифовать» речь. Стриминг, оказывается, и мотивирует работать над собой.
Сейчас мой знакомый корпит над дизайном канала и копит на новый микрофон. Уже есть первые донаты. Соблазнительно, думаю я, может, тоже сменить офисные стены на уютный домашний угол и гонку за подписчиками? Но (всегда появляется вот такое «но») открыть-то канал легко, будет ли он успешен – зависит от креативности и усердия ведущего. В какой-то момент стримеру нужно будет рискнуть и начать относиться к своему любимому хобби, как к постоянной работе.
В статье использовано фото с групп в социальной сети «ВКонтакте» — «Федерации компьютерного спорта в России» и «Стримфест 2017»