С миру по нитке. Таким принципом в последнее время руководствуются все начинающие стартаперы и локальные активисты. Когда в нужные двери не достучаться, выход один — народное финансирование. Краудфандинг — это возможность для общественности реализовать самые различные инициативы.
А НАЧИНАЛОСЬ ТАК…
Пять лет назад в условиях посткризисной экономики группа молодых роттердамских архитекторов пришла к выводу, что традиционным способом новый проект застройки городской территории не профинансировать. Для государственных субсидий это была слишком неподъёмная сумма. Тогда активисты пошли иным путём — так появилась акция «I make Rotterdam». Суть в следующем: инициаторы предложили горожанам проспонсировать строительство 390-метрового пешеходного моста, соединяющего центр города с районом, заполонённым пустыми офисными зданиями. Проект предусматривал архитектурное дополнение в виде общественных зон, парков и торговых площадей для местных предпринимателей. Народный клич дошёл до адресатов: в августе 2015 года состоялось официальное открытие моста «Люхтсингел». Сумма собранных средств неизвестна, но, по некоторым данным, свою копейку внесли 2800 человек и организаций.
The more you donate, the longer the bridge («Чем больше вы жертвуете, тем длиннее мост») — таков слоган голландского краудфандингового проекта «Люхтсингел». Вполне себе подходит для всех общественных проектов с народным финансированием — отражает масштабную идею участия каждого ради общего блага.
В РОССИИ…
… по данным сервиса «Яндекс. Деньги», в прошлом году пожертвования на краудфандинг выросли на 70 %, а количество дарителей удвоилось. В нашей стране уже миллионы беккеров — спонсоров, готовых вложить в общую кассу для реализации чьей-либо идеи. Статистика показывает, что чаще всего россияне дают деньги на творческие проекты, на благотворительность, большую популярность получают просьбы от известных авторов и популярных персон.
34 746 062 рубля собрали с помощью краудфандинга продюсеры фильма «28 панфиловцев», который вышел на широкий экран в 2016 году. Проект стал абсолютным рекордсменом народного сбора средств в СНГ.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
По сути краудфандинг представляет собой механизм привлечения финансирования, направленного на поддержку бизнеса, реализацию продукта, проведение мероприятий и т. д. По виду вознаграждения для спонсора существует три типа народного сбора средств: пожертвование, которое не предусмативает абсолютно никакого вознаграждения; модель Кикстартер — получение в итоге нефинансового вознаграждения; краудинвестинг — получение материальной «отдачи».
Краудфандинговая платформа — площадка, используемая для размещения и продвижения проектов в Интернете. Это своеобразный сервис для идей и стартапов. Платформа в полной мере обеспечивает и юридические, и финансовые аспекты.
14 краудфандинговых платформ активно работает в России. 8 представляют собой модель классического краудфандинга, 5 — благотворительные площадки и 1 — краудинвестинговая. Первая платформа Kroogi была основана в 2007 году. Сегодня наиболее известные российские платформы — «Электронный благотворительный ящик», «С миру по нитке» и «Тугеза». |
Одним из ярких примеров модели Кикстартер является площадка «Планета». Она была запущена в 2011 году. В качестве тестовой версии финансировать предлагалось новый альбом известной рок-группы «Би-2». В конечном итоге удалось собрать 1,2 млн рублей, которые музыканты потратили на выпуск альбома Spirit. Такой проект не благотворительность — участники краудфандинга делали своеобразную предоплату за диски, которые они впоследствии получили без коммерческих посредников.
В ПРЕДЕЛАХ СВОЕГО ВИДЕНИЯ
Пока что краудфандинг в России эффективен для инициатив местного масштаба. Причины известны — всё наглядно. Инвестируя в строительство нового медицинского центра или парка развлечений, дарители со временем станут его пользователями. Вкладывать же во что-либо масштабное, что находится на уровне федерации, пока побаиваются. К тому же в нынешних условиях отдать пусть даже небольшую, но какую-никакую энную сумму денег сложно и не всегда представляется возможным.
1 500 рублей — средний чек пожертвования в нашей стране, по статистике российских краудфандинговых платформ.
Инвестируя в отдельный локальный проект, нам зачастую и невдомёк, насколько мы, вкладывая, улучшаем свою жизнь. К сожалению, пока россияне боятся тратить на что-либо масштабное, на своё будущее. Тем не менее, краудфандинг, пусть и медленно, но уверенно открывает для этого грани широких возможностей…