НОСТАЛЬГИЯ ПО ГОРОДСКОМУ РОМАНТИКУ

Марина Куртикова
28 Сентябрь 2017
Семейные ценности Тема дня

Предыдущая статья: В АСТРАХАНСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ ПЕНСИОНЕРЫ ОТМЕТЯТ СВОЙ ПРАЗДНИК

Следующая статья: ПОЧЕМУ НЕ СПИМ?

302394Он ушёл 10 лет назад. Ушёл без страха и упрёка, уступив дорогу героям нового времени. Морально устаревшему, не выдерживающему конкуренции, требующему идей и инвестиций сказали «нет» и разобрали рельсы. Астраханский трамвай в этом году отметил бы своё 117-летие.

Начав свой путь в царской России, он видел Астрахань в её губернские времена. Транспорт-легенда, который поддержал город в самый драматичный период истории ХХ века. В годы Великой Отечественной его вагоны переоборудовали для перевозки раненых, а электродепо — в мастерские по ремонту танков. За более чем столетнюю жизнь на Нижней Волге он обслужил десятки миллионов пассажиров и помог с транспортировкой сотен габаритных грузов. Утром на работу, вечером на свидание — оптимистично стуча колёсами, трамвай спешил вместе с астраханцами.

В расцвет Советского Союза голубой вагон стал самым популярным видом городского транспорта. Втиснуться между закрывающимися дверями норовили и проспавшие на службу взрослые, и желающие проехать зайцем школьники. «Мальчишки любили кататься на сцепке. Это была их любимая забава и наша головная боль», — рассказывает водитель астраханского трамвая Константин Демидов. За 20 лет он успел поработать на всех маршрутах и помнит почти каждый свой рейс. О себе говорит — «родился в трамвае». «Моя бабушка пришла в трампарк в 1931 году. Будущий дедушка там уже работал. В 1957 году в трамвайное управление устроилась моя мама. Она была кондуктором, позже выучилась на водителя. Здесь же мама познакомилась с моим отцом. После службы на флоте в трампарк пришёл и я», — вспоминает наш герой.

Трамвай в Астрахани был по-настоящему народным транспортом. Он совершал рейсы до глубокой ночи и приучил нас засиживаться в гостях. Фиксированные остановки и их объявление по громкой связи гарантировали точные координаты пункта назначения. В салоне предусматривались специальные места для проезда инвалидов, пожилых и мам с колясками.

Трамвай олицетворял своё время. В его вагонах разворачивалась настоящая жизнь. Интеллигентные старики читали газеты, школьники и студенты зубрили правила и формулы, запасливые горожане перевозили в авоськах картошку и арбузы, встретившиеся подружки судачили о своём. Здесь приглашали на свидание и признавались в любви. И всё это в пути, на ходу, на скорости… под мелодичное «дзиньканье» трамвайного звонка.

В 1990-е трамвай был площадкой мнений, где велись эмоциональные дискуссии о политике. А ещё в вагоне успешно работал кодекс пассажирской этики. Единственное, что осталось от транспорта-эпохи в современной городской культуре. Конечно, в часы пик было и душно, и тесно. Пассажирам приходилось ехать на последней ступеньке. «Правила безопасности запрещали нам вести трамвай с перегрузом. И у водителей было строгое указание регулировать пассажиропоток. Но всё это говорило о востребованности трамвая среди астраханцев», — рассказывает Константин Демидов.

Ностальгирующих и желающих пережить дежавю ждут в Музее истории города. В 2014 году краеведы организовали выставку, посвящённую астраханскому электротранспорту. Здесь воскресают лучшие воспоминания советского детства, юности и молодости, но главное — в выставочном зале можно увидеть вагоны эпохи наших прабабушек. Например, макет той самой модели, которая в июне 1900 года открывала в губернии движение, вписав Астрахань в транспортную историю Российской империи как седьмой город с трамвайным сообщением.

«Это было настоящее чудо для астраханцев. Собирались толпы людей, чтобы просто посмотреть на трамвай. Горожан обслуживали 15 вагонов по 4 маршрутам. Первый проходил от Болдинской станции (район современного стадиона — прим. ред.) по Никольской улице до набережной Волги. За 5 копеек первым и за 3 копейки вторым классом астраханцы путешествовали по городу. Кстати, с открытием движения все квартиры по пути следования трамвая резко поднялись в цене», — говорит Зарина Ажигереева, заведующая Музеем истории города.

Экскурсоводы музея расскажут, кто привёл в Астрахань трамвай, построил первое депо и электростанцию для обслуживания трамвайного хозяйства. Здесь можно увидеть вагоны в миниатюре, уникальные фотоснимки из запасников и даже легендарный компостер — он по-прежнему может «гасить» билеты. Проверено.

С точки зрения климатических особенностей трамвай — самый астраханский вид транспорта. Обледенение контактной сети, снежный занос путей — зимой в южном городе такие помехи движению маловероятны. Не навредил бы трамвай чистоте воздуха летом, когда мы задыхаемся не только от жары, но и от выхлопных газов.

Если бы не роковой 2007, к 2025 году в Астрахани могла бы сложиться развитая трамвайная сеть. Такой план был. Экологически безопасному, комфортному, способному развивать скорость и разместить пассажиров около семи маршрутных «газелей», трамваю не нашлось места в современном городе. Авторы смелого решения увели этого романтика с наших улиц. Он выстоял в годы войны, а вот перед критикой, отсутствием веры и поддержки сдался.

В его адрес летели десятки упрёков в нерентабельности, неманёвренности, неготовности обеспечить перевозку пассажиров в новые районы развивающегося города. Депо и мастерские нуждались в реконструкции, подвижной состав — в обновлении, пути и контактная сеть — в расширении и развитии. «Было очень больно, когда в июне 2007-го история трамвая закончилась. Для меня это не просто профессия, это жизнь. Теперь я за рулём астраханского троллейбуса. И душа снова болит за предприятие», — делится своими переживаниями Константин Демидов.

Сегодня дороги нашего города постепенно заживают от ран выкорчеванных рельсов. Только не заживает память жителей, поклонников трамвая…

*На архивных музейных снимках конца ХIХ — начала ХХ веков — масштабы подготовки Астраханской губернии к появлению нового вида пассажирского транспорта. Фотограф запечатлел, как наши предки вручную укрепляют деревянные мосты, чтобы четырёхтонные вагоны могли безопасно перевозить горожан.

Фото из сети Интернет и архивов Музея истории города

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Предыдущая статья: В АСТРАХАНСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ ПЕНСИОНЕРЫ ОТМЕТЯТ СВОЙ ПРАЗДНИК Следующая статья: ПОЧЕМУ НЕ СПИМ?
На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:

Пожалуйста докажите что вы человек x

 Редакция интернет-журнала «Социальные вести»
Адрес: г. Астрахань, ул. Свердлова, 16/ Адмиралтейская, 18
Тел: 8 (8512) 51-02-10
Почта: [email protected]
График работы: пн-пт с 8:00-17:00
Перерыв: 12:00–13:00
Свежие записи


Полезные ссылки
 
Социальные вести © 2019 ·   Войти   · socvesti.ru Наверх