В раннем возрасте происходит становление многих способностей детей. Познавая мир, открывая его многогранность, малыши учатся облекать мысли в слова, общаться со сверстниками и взрослыми. Период, когда ребята превращаются в любознательных «почемучек», требует особенного внимания родителей. Сегодня мы расскажем о «ступенях» овладения речью, чтобы мамам и папам было легче следить за гармоничным развитием своих чад.
Формирование речи – длительный и постепенный процесс. Условно его можно разделить на несколько этапов.
Первый этап (от 0 до 1 года) – подготовка к овладению речью. У ребёнка интенсивно развиваются зрение и слух: малыш прислушивается к звукам, ищет взглядом источники шума, а общается с родителями с помощью крика. В 2–3 месяца он начинает непроизвольно издавать певучие звуки. Этот период называют гулением. Позже малыш начинает подражать тому, что он слышит от окружающих. В 3–5 месяцев кроха произносит различные повторяющиеся слоги и звукосочетания (лепет). Во время двух этих фаз происходит активное развитие артикуляционного аппарата, малыш постепенно начинает понимать речь, реагировать на изменение интонации. К концу первого года жизни наступает самый долгожданный и трогательный для мамы и папы момент – ребёнок произносит первые слова, их может быть 10–15.
Комментарий эксперта
Разговаривайте с ребёнком с первого месяца его жизни. Объясняйте новорождённому свои действия, рассказывайте о себе и близких. Позже читайте малышу сказки вслух. Однако не опережайте события, не заставляйте его заучивать то, что оказывается ему не по силам. Если он искажает произношение звуков, ни в коем случае не ругайте и не дразните его: малыш может замкнуться в себе. Помните и о том, что вы – первый пример для подражания. Следите за своей речью: говорите отчётливо, не торопясь. Если вы уделите развитию речи своего малыша достаточно времени и сил, а также создадите дома доброжелательную атмосферу, малыш начнёт говорить раньше и лучше.
Татьяна Смирнова, психолог
Второй этап (от 1 года до 3 лет) – становление речи. Малыш, с интересом наблюдая за родными, охотно повторяет услышанное. В 1,5–2 года ребёнок начинает произносить предложения из 2–3 самых необходимых слов, как правило, существительных и глаголов. Главное достижение ребёнка на этом этапе состоит в усвоении им простых грамматических конструкций. На третьем году жизни у малыша формируется словарный запас, кроха осваивает до 1000 слов. Ребёнок употребляет почти все части речи, используя простые распространённые предложения. Произношение ещё несовершенно, звуки произносятся нечётко, смягчённо. К концу третьего года зачастую ребёнок свободно разговаривает с окружающими, знает свои имя и фамилию, а также имена мамы, папы и близких родственников.
Третий этап (от 3 до 5 лет) – развитие речи. Малыш активно общается, учится более сложной речевой форме – монологу. Увеличение словаря до 2500–3000 слов даёт ребёнку возможность строить полноценные высказывания и ясно выражать свои мысли. К 5 годам дикция в целом становится чище и отчётливее. При нормальном речевом развитии ребёнок овладевает правильным произношением всех звуков не позднее, чем к 5 годам. В противном случае необходимо обратиться к специалисту. Если вы считаете, что ваш малыш отстаёт в речевом развитии, можно записаться в специальные детские учреждения (логопедические группы) или в логопедический кабинет, действующий в детской поликлинике по месту жительства.
Примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков
Возрастные появления звуков (в годах) |
1-2 | 2-3 | 3-4 | 4-5 |
Звуки |
А, О, Э, П, Б, М |
И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н,К, Г, Х, Й |
С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ |
Л, Р |
Воспитание правильной чистой речи во многом зависит от отношения родителей к ребёнку. Необходимо как можно больше общаться с малышом, знакомить его с предметами окружающего мира, стараться отвечать на популярные детские вопросы «что?», «как?» и «почему?», читать вместе с малышом книги, учить стихи, тогда чадо порадует своих мам и пап первыми успехами.
Елена Чабанова, Детская городская поликлиника № 4