ЧТО НАМ МЕШАЕТ СЛУШАТЬ РЕБЁНКА?

ЧТО НАМ МЕШАЕТ СЛУШАТЬ РЕБЁНКА?Быть родителями — наиболее ответственная роль. Зачастую традиционные высказывания мам и пап являются ошибочными в плане воспитания и мешают созданию психологического комфорта. В этом материале мы предлагаем познакомиться с некоторыми из таких фраз.

 

Похвала: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая». Хоть это и кажется странным, хвалить ребёнка часто и по любому поводу не рекомендуется. Поэтому очень важно различать похвалу и поощрение или одобрение. В похвале всегда есть элемент оценки. От частой похвалы ребёнок может стать зависимым: ждать её, причем не только от вас. Кроме того, он может заподозрить, что вы неискренни, то есть хвалите его из каких-то своих соображений.

Лучшей реакцией на успехи ребёнка станет выражение ваших чувств, например:

Дочь: Мама, я сегодня по русскому получила сразу две пятёрки!

Мама: Я очень рада! (вместо «Какая ты у нас молодец!»)

Сын: Ведь правда, я плохо выступил?

Папа: Мне так не показалось. Наоборот, мне понравилось (вместо «Ну что ты, ты выступил, как всегда, блестяще!»)

Обзывание, высмеивание: «Плакса!», «Распустил нюни», «Лентяй!» Всё это – лучший способ оттолкнуть ребёнка и «помочь» ему разочароваться в вас. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: «Сама такая!», «Ну и буду таким!». Лучший выход из такой ситуации – сказать ребёнку о своих чувствах: «Меня злит твоё поведение», «Я раздражаюсь от твоего крика!» и так далее.

Догадки, интерпретации: «Я знаю, это всё из-за того, что ты…», «Опять меня обманываешь…» Если из ваших уст часто звучат такие фразы, стоит задуматься и разобраться, так как это явный признак недоверия в отношениях с ребёнком. Даже взрослым неприятно, когда их «вычисляют». А желание защититься и уйти от контакта вполне объяснимая реакция.

ЧТО НАМ МЕШАЕТ СЛУШАТЬ РЕБЁНКА?Выспрашивание, расследование: «Нет, ты всё-таки скажи», «Что же у тебя случилось?», «Я всё равно узнаю» и так далее. Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И всё-таки лучше постараться вопросы заменить на утверждения, например, вместо «Почему же ты злишься?» «Я чувствую: ты злишься». Казалось бы, разница незаметна, а для переживающего ребёнка это важно. Вопрос звучит как холодное любопытство, а утвердительная фраза – как понимание и участие.

Сочувствие на словах, уговоры: «Я тебя понимаю», «Мне тебя жаль». Сочувствие ребёнку необходимо, но есть риск, что такие слова прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах: «Успокойся», «Не обращай внимания!» он может услышать пренебрежение к его заботам и переживаниям. В данном случае слова могут быть неуместны.

Отшучивание, уход от разговора: «Ой, я в твоем возрасте тоже не любил ходить в школу. Весь в меня!». Такой ответ на переживания ребёнка не решает проблемы. Очень важно узнать, что же беспокоит вашего сына или дочь, в чём причина его нежелания ходить в школу. А уж такие слова, как «Отстань!», «Не до тебя», «Я занят(а)», наверное, произносил каждый. В данной ситуации идеальным было бы сразу откликнуться и помочь вашему чаду. Если вы действительно очень заняты, обозначьте время, когда освободитесь и сможете его выслушать. Иначе, получив несколько раз отказ, ребёнок начнет сам искать решение проблем, не надеясь на вашу помощь.

В основе правильных навыков общения, которыми мы пытаемся овладеть, лежат гуманистические принципы: уважение к личности ребёнка, признание его прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от родительской позиции «сверху».

В конце нашей беседы хочется привести пример реального диалога, который показывает, как успешно можно овладеть методом активного слушания.

Мама с дочкой рассматривают фотографию группы детского сада. Дочка показывает на воспитательницу. Мама замечает, что на фотографии лицо педагога поцарапано.

Дочь: Видеть её не могу!

Мама: Тебе очень неприятно её видеть?

Дочь: Да, она очень злая.

Мама: Она тебя обижала?

Дочь: Да, она ругала меня и говорила, что если я наябедничаю, то уж она тогда…

Мама: Тогда она что-то сделает…

Дочь: Да, она не говорила, что.

Мама: Тебе не хотелось это рассказывать раньше.

Дочь: Да, я боялась (готова заплакать).

Мама обнимает её и берёт на руки. Дочь успокаивается.


Предлагаем вашему вниманию следующие рекомендации:

ЧТО НАМ МЕШАЕТ СЛУШАТЬ РЕБЁНКА?++Проанализируйте свои беседы с ребёнком, особенно те моменты, когда у него что-то случилось. Есть ли в них типы высказываний из нашего списка? Продолжайте упражняться в активном слушании. Это самый главный навык, без овладения которым вам будет невозможно продвигаться дальше в наших уроках.

Попробуйте хотя бы один день не критиковать и не упрекать вашего ребёнка, а одобрение высказывайте по поводу и без. Посмотрите, какая у него будет реакция.


 Желаем вам активного и продуктивного общения!

Венера Шарипова, Центр развития социальной сферы

При подготовке статьи использованы материалы из книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Предыдущая статья: Следующая статья:
На ту же тему
 Редакция интернет-журнала «Социальные вести»
Адрес: г. Астрахань, ул. Свердлова, 16/ Адмиралтейская, 18
Тел: 8 (8512) 51-02-10
Почта: [email protected]
График работы: пн-пт с 8:00-17:00
Перерыв: 12:00–13:00
Свежие записи


Полезные ссылки
 
Социальные вести © 2019 ·   Войти   · socvesti.ru Наверх