Преодоление заикания сродни спорту. Чтобы победить этот дефект речи, нужно регулярно тренироваться и работать над собой. Мы спросили у учителя-логопеда астраханского научно-практического центра «Коррекция и развитие» Елены Рындиной, почему заикание необходимо исправлять как можно раньше, когда бить тревогу и что ещё нужно знать обеспокоенным родителям.
Причины и следствие
Заиканием называют расстройство речи, нарушение её плавности и ритма. Чаще всего оно проявляется у детей от 2 до 5 лет в тот период, когда они начинают активно учиться говорить. Это объяснимо: нервная система в эти годы испытывает колоссальные нагрузки, и любой срыв в её работе может привести к заиканию.
Родителям стоит забеспокоиться, если малыш говорит с запинками, с напряжением, повторяя слоги и отдельные звуки или неестественно их растягивает, может неожиданно замолчать и отказаться говорить.
«Если такие «симптомы» продолжаются несколько дней, необходимо срочно обратиться к неврологу, – объясняет учитель-логопед Научно-практического центра реабилитации детей «Коррекция и развитие» Елена Рындина. – Врач выяснит причину заикания и назначит медикаментозное лечение, а также физиотерапию и массаж. В таком случае можно даже миновать кабинет логопеда – нарушение речи будет скорректировано на раннем этапе».
Заикание может проявиться у малыша из-за тяжело протекавшей беременности матери, родовой травмы или сильного эмоционального стресса (например, из-за переезда, конфликтов близких, развода родителей и другое). Иногда ребёнок уже имеет наследственную предрасположенность, то есть кто-то из его родственников страдает этим недугом. Подражание близким – родителям, братьям и сёстрам с дефектом речи – тоже может быть причиной заикания. Возможна и другая ситуация: у ребёнка быстро обогащается словарный запас, а его язык и лёгкие не справляются с таким объёмом речи. Малыш запинается, потому что у него сбивается дыхание, когда он произносит длинную фразу.
Когда заикание длится годы, а родители спохватились слишком поздно, ребёнку требуется комплексная помощь невролога, психолога и логопеда. Предстоит кропотливая работа, чтобы избавить малыша от постоянного беспокойства и страха общения.
Заикание – не болезнь
Логопеды рассматривают преодоление заикания не как лечение заболевания, а как коррекцию нарушения речи. От заикания сложно избавиться раз и навсегда, от него нет универсального рецепта и чудодейственных препаратов. Оно может вернуться к ребёнку, который стал говорить без запинок. «В моей практике были случаи, когда после курса занятий у мальчика наблюдались значительные улучшения, но стоило ему пойти в школу, как речевые трудности вернулись. И это несмотря на то, что внешне он не проявлял сильного беспокойства, — рассказывает Елена Рындина. — Школа — это большой стресс, столкнувшись с ним и не умея выходить из этого состояния, ребёнок замыкается, испытывает страх и… снова начинает заикаться».
КСТАТИ
У мальчиков заикание встречается чаще, чем у девочек.
Главное — научить ребёнка справляться со стрессом
Малыша нужно настроить не только на регулярные занятия с логопедом, но и на работу дома вместе с родителями. Упражнения необходимо повторять и закреплять каждый день, даже когда речь становится лучше. По словам специалистов, 70 % успеха в преодолении заикания зависит от ребёнка, от его желания, стараний, воли и лишь 30 % — от педагога.
Логопеды учат детей правильно дышать, чувствовать ритм речи, дают упражнения для развития артикуляционного аппарата, координации речи и движений. Самых маленьких заинтересовывают интерактивными играми и музыкальным сопровождением. «Мы должны научить ребёнка справляться с проблемой самостоятельно и сформировать для этого нужные навыки: как правильно дышать, напрягаться и расслабляться, прислушиваться к себе. Только в этом случае, как следствие, у ребёнка появляется возможность контролировать себя во всех ситуациях», — отмечает эксперт.
После пройденного курса занятий ребята начинают работать с электронными помощниками. Один из них — недавно появившийся в Центре аппарат для закрепления навыков и коррекции речи «Монолог». Это устройство, похожее на компактный MP3-плеер с наушниками, объединяет четыре различных аппарата. У него есть функции заглушения собственной речи (корректофон), эха, метронома, звукоусиления. «Монолог» способствует нормализации речи, её ритма и темпа. Например, ребёнок надевает наушники и читает текст, не слыша своего голоса. По условиям другого задания он скандирует стихотворение, попадая в нужный ритм.
Бассейн и сцена
Наладить работу речевого аппарата, успокоить ребёнка и в целом улучшить его самочувствие поможет плавание. Вода легко снимает мышечное напряжение.
Ребятам, которые испытывают трудности в общении, полезны занятия вокалом, танцами и актёрским мастерством. Однако только в том случае, если это досуг для удовольствия, а не жёсткие тренировки ради победы в конкурсах. Логопеды подчёркивают: важно выбрать не больше двух хобби, чтобы не перегружать ребёнка. Иначе это станет предпосылкой нового стресса.
Сцена и творческое общение со сверстниками раскрепостят ребёнка, освободив его от страхов. Он перестанет замыкаться в себе, будет относиться к своему дефекту с юмором и… выйдет из этого недетского поединка победителем.
6 советов родителям
- Дыхательную гимнастику следует выполнять каждый день. Неправильное дыхание приводит к скованности и спазмам речевого аппарата.
- Благотворным образом на ребёнка повлияет смена обстановки, выезд на природу, на море.
- Не торопите малыша: «Сначала обдумай, что ты хочешь сказать, теперь говори».
- Если ребёнку трудно ответить на вопрос, не заставляйте его.
- Говорите с детьми плавно и чётко, не торопясь, но не по слогам.
- Ребята могут разговаривать без запинок, когда они обращаются к игрушкам и животным или когда на них надеты сказочные маски. Организуйте дома семейные спектакли, где нужно разговаривать от лица выдуманного персонажа.
Фото А. Славяновой и из сети Интернет