Детство — это очень важный период, особенно для ребёнка-инвалида. Именно в это время у детей с ограниченными возможностями здоровья развивается мелкая моторика, от которой напрямую зависят его речь и мышление. Поэтому очень важно правильно и своевременно подбирать формы коррекционной работы с нарушениями двигательной деятельности.

У «особенных» ребят часто отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объём движений, нарушение их произвольности, неловкость, несогласованность рук. Всё это приводит к медленному и неправильному развитию речевой и познавательной деятельности. В детском возрасте ещё есть шанс минимизировать такое «торможение».

На пальцах рук находится огромное количество рецепторов, посылающих импульсы центральной нервной системе. Поэтому мелкая моторика и артикуляция звуков находятся в прямой зависимости друг от друга. Чем больше двигательная активность, тем лучше развивается речь. В связи с этим очень важно регулярно нагружать пальцы и развивать их гибкость. Всё это опытные специалисты предлагают делать посредством специальных игр.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Ещё наши прабабушки предлагали детям сыграть в «Ладушки» и «Сорока кашу варила». «Пальчиковые» игры — это один из наиболее доступных способов развития мелкой моторики. Все движения рук необходимо сопровождать стихотворением, песенкой или короткой сказкой. Важно следить за тем, чтобы во врем занятий пальцы успевали расслабляться и отдыхать.

ИГРУШКИ-ШНУРОВКИ

Такие представляют собой множество деталей с отверстиями под шнуровку. Ребёнок может нанизывать их на верёвку, продевать шнурок в отверстия, завязывать их. Это позволяет развивать мелкие мышцы пальцев не только за счёт действий, но и благодаря работе с различными поверхностями, материалами и фактурами.

ИГРЫ С КОНСТРУКТОРАМИ

Мелкие детали конструкторских наборов не только положительно влияют на развитие моторики рук, но и способствуют тому, что ребёнок становится более собранным, сосредоточенным и внимательным.

ИГРЫ С КРУПОЙ ИЛИ МАКАРОНАМИ

Раскладывание крупы по тарелкам детей очень увлекает. А высыпав манку на поднос, можно рисовать по ней пальцем. Крупу можно сортировать, насыпая горох, фасоль, гречку в разные ёмкости. Предложите ребёнку угадать крупу на ощупь или сделайте массаж ладошки с помощью, например, горошины. А вот макароны можно не только сортировать, но и нанизывать на нитку, делая из них бусы.

Invalid Displayed Gallery

ИГРЫ С БУМАГОЙ

Листы различной фактуры и плотности можно мять, катать, скручивать или рвать на мелкие кусочки. Ребёнок с большим интересом попытается самостоятельно развернуть или завернуть «подарок». Из полосок бумаги можно плести корзинки, делать оригами, всё это положительно влияет на развитие моторики и выработку усидчивости.

ИГРЫ С ПЕСКОМ

Специалисты отмечают, что игра с сыпучим материалом позитивно сказывается на эмоциональном самочувствии детей. Игры с песком очень разнообразны: обучающие помогают читать, писать, считать, подражать звукам; познавательные дают возможность увидеть многообразие окружающего мира; проективные игры открывают творческие возможности ребёнка и развивают фантазию. Песочницу используйте, например, для поиска животных, камней, предметов. Из песка можно лепить буквы, цифры или же чертить их на нём.

Играя дома, ребёнок может использовать предметы обихода. Плюс этих игр в том, что для проведения не требуются специальные пособия и игрушки — в ход идут прищепки, пуговицы, бусины и так далее. Последние можно перебирать и сортировать, составлять из них узоры или фигуры, насыпать их в стакан и использовать как погремушку.

Из спичек или счётных палочек ребёнку будет интересно построить сруб или домик. Бельевыми прищепками, к примеру, можно поочерёдно «кусать» фаланги пальцев.

***

Использование разнообразных форм работы, направленных на развитие тонких движений пальцев рук, приводит не только к улучшению в развитии мелкой моторики, но и помогает детям быстрее освоить правильную речь.

Надежда Донич, воспитатель Областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями