В жизни ребёнка с особенностями развития важную роль играют эмоции. Зачастую именно они – единственный инструмент общения. Через смех и плач дети выражают своё отношение к тому, что их окружает.
Советский психолог Рубинштейн утверждал, что «развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжёлую патологию организма». Зависит ли развитие психики особых детей от условий их воспитания, от того, где живёт ребёнок – в семье или в государственном учреждении? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели исследование.
Мы пришли в класс сложной коррекции одного из московских учреждений начального профессионального образования. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 13-14 лет, имеющих умственную отсталость. 10 из них воспитываются в домах-интернатах, остальные – в семьях.
Мы наблюдали за детьми в течение всего учебного дня, включая свободное время ребят – перемены, приёмы пищи, прогулки. Чтобы вызвать у детей разные эмоции, мы приглашали их в сюжетно-ролевые игры, читали им сказки, слушали вместе с ними музыкальные произведения, устраивали настольный театр теней.
Наблюдение проводилось по определённым параметрам проявления эмоций: знак эмоции (положительная она или отрицательная), периодичность возникновения (часто, редко, никогда), интенсивность (умеренная, бурная) и длительность (кратковременная или долгосрочная).
Результаты исследования позволили выделить общие особенности проявления эмоций. В обеих группах у детей чаще всего наблюдалась радость, страх, грусть, удивление и злость. Ни один ребёнок ни разу не проявил зависть, чувство вины, удовольствие. Это можно объяснить тем, что такие более сложные эмоции не всегда доступны детям, имеющим интеллектуальные нарушения.
За время исследования радость «показали» все дети, живущие с родителями, и 9 детей – воспитанников домов-интернатов. Позитивную эмоцию дети из семей выражали в 1,5 раза чаще в отличие от других ребят.
Интересно, что ребята, воспитывающиеся в семьях, выражали большую гамму эмоций в отличие от других детей. Так, для подопечных интернатов оказались нетипичными интерес, жалость и удивление. Однако они чаще демонстрировали отрицательные эмоции – страх и грусть.
Негативные эмоции у воспитанников домов-интернатов возникали практически на пустом месте. Конфликт могли вызвать упавший карандаш или взятая без спроса тетрадь. Дети из второй группы испытывали злость и другие отрицательные эмоции в основном из-за расставания с родителями. К мелким же неприятностям во время учёбы они относились спокойно.
По результатам исследования можно сделать вывод, что дети, воспитывающиеся в домах-интернатах, больше склонны к проявлению негативных эмоций, нежели положительных. У других ребят, напротив, больше и чаще выражаются позитивные чувства. Всё это подтверждает приоритетную роль семейного воспитания для формирования личности ребёнка.
Для предоставления всем детям равных условий для развития необходимо скорейшее приведение деятельности государственных учреждений в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2014 г. №481, которое предусматривает семейное воспитание в детских домах.
Анна Селезнёва, студентка II курса магистратуры кафедры «Психолого-педагогические основы специального образования» Московского государственного педагогического университета