о работе социальных педагогов в реабилитационных центрах для несовершеннолетних
К сожалению, в Российской Федерации остаётся актуальной проблема увеличения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В последние годы сиротами зачастую становятся дети при живых родителях. От малышей они отказываются сразу после рождения.
На мой взгляд, к главным причинам социального сиротства в настоящее время можно отнести алкоголизм и наркоманию родителей. Количество неблагополучных семей в стране растёт. Согласно статистике в нашей стране ежегодно более 100 тысяч детей попадают в учреждения интернатного типа и реабилитационные центры. Исследователи института семейных отношений отмечают увеличение количества недееспособных родителей и матерей-одиночек.
Указанные причины роста количества детей-сирот в нашей стране постепенно приводят к девальвации семейных ценностей, снижению заинтересованности молодёжи в семейно-брачных отношениях. Всё это в свою очередь приводит к отсутствию желания воспитывать детей, к снижению родительской ответственности даже в здоровых семьях. Дети-сироты являются самой уязвимой группой населения нашей страны. Условия их содержания в учреждениях интернатного типа и реабилитационных центрах постоянно улучшаются, однако необходимо дальнейшее совершенствование системы социального контроля за их воспитанием и развитием самостоятельности.
В процессе работы педагоги социальных учреждений выполняют разнообразные роли. Зачастую работники в системе социальной защиты детей выступают в роли посредника. Они являются связующим звеном между детьми и обществом, выполняя функцию защитника ребёнка. Следовательно, по моему мнению, социальный педагог становится защитником интересов, прав и свобод ребёнка.
Также необходимо отметить, что социальные педагоги являются участниками совместной деятельности с детьми и даже её организаторами. Они как своеобразные «духовные наставники», объединяющие ребёнка и его семью на протяжении многих лет.
Часто социальные педагоги становятся психологами, предотвращающими различные конфликты. Кроме того, социальные педагоги иногда выполняют обязанности «социальных судей», принимающих важнейшие решения в судьбе ребёнка.
Также социальный педагог в интересах детей выступает связующим звеном между семьёй, если таковая у ребёнка имеется, и социальными, образовательными, медицинскими учреждениями, а также официальными государственными инстанциями.
Особые требования предъявляются к профессиональным качествам социального педагога, работающего с детьми в реабилитационных центрах. Ценится умение разговаривать с детьми, слушать и слышать их, в каждом случае, с каждым отдельным ребёнком находить необходимые формы диагностической, развивающей или коррекционной работы, способность вселять веру в себя, доверять. Такая работа становится возможной при наличии глубокого эмоционального контакта со значимым для ребёнка взрослым — педагогом. Работа с детьми в реабилитационном центре требует от социального педагога преодоления внутреннего недоверия, большой наблюдательности, педагогического такта и доброжелательности.
Социальные педагоги в реабилитационных центрах специализируются на создании благоприятной среды в коллективе, решении личностных проблем детей, установлении широких контактов с социальным окружением. Независимо от специализации социальный педагог имеет базовые должностные обязанности, определённые квалификационной характеристикой. И всё же главным направлением его деятельности является содействие саморазвитию личности ребёнка в социуме.
Перед каждым воспитанником реабилитационного центра рано или поздно остро встаёт проблема успешного вхождения в социум. Подростки сталкиваются с реальностью радикальных перемен, новой социальной средой, к которой вынуждены приспосабливаться. Вступая в самостоятельную жизнь, выпускник интерната или реабилитационного центра испытывает проблемы с дальнейшим обучением, трудоустройством, жилищные, в организации быта, питания, самообеспечения, взаимодействия с социумом, с организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи.
Трудно недооценить заслуги человека, являющегося больше чем другом, практически родным для воспитанников социальных учреждений. Социальный педагог — профессия, название которой достойно того, чтобы писать его с большой буквы!
АЛИЯ БЕКМУРАТОВА, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дружба»