С раннего детства мальчишки и девчонки, играя, представляют себя взрослыми и примеряют роли людей разных профессий. Вопрос «Кем быть?» важен для каждого из них. Остановить свой выбор на специальности, нужной обществу и соответствующей собственным интересам, – сложная и первостепенная задача для ребят, недавно окончивших школу.
Рабочие профессии, такие как пекарь, токарь, слесарь-сантехник, современные выпускники школ считают немодными и непрестижными, в то время как на рынке труда эти специальности очень востребованы. В связи с этим уже второй год в центре «Русь» при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуется проект «Подготовка к самостоятельной жизни детей-инвалидов, проживающих в учреждениях интернатного типа». На первом этапе обучения специалисты проводят для подростков беседы и тестирование по профессиональной ориентации, после чего старшеклассники осваивают практические навыки на производственных предприятиях. Воспитанники интернатов уже посетили хлебозавод, мебельный цех, прачечную, типографию, цех по изготовлению окон, автосервис и автомойку. Многим это помогло сделать свой выбор в жизни и найти специальность по душе.
Одной из запоминающихся встреч, по словам ребят, стала познавательная прогулка по комбинату общественного питания «Мелия». Дети с ограниченными возможностями здоровья побывали в цехах по производству выпечки и мясных полуфабрикатов, познакомились с профессиями кондитера, сыровара, пекаря, а также попробовали освоить технологию изготовления пирогов, блинов и тортов. Неожиданным сюрпризом для подростков стали мастер-классы по лепке пельменей и хачапури, а также по изготовлению кондитерских украшений из пастилы и сладкой мастики. После такой практической экскурсии многие ребята определились с выбором будущей профессии. «Я очень люблю запах свежего хлеба, он такой ароматный. Мне хочется научиться печь батоны и сладкие булочки, чтобы угощать ими своих друзей», – рассказала будущая студентка Татьяна Брыкова.
Чтобы принять правильное решение при выборе профессии, необходимо учесть несколько факторов: свои желания, психологические особенности и возможности, а также потребности общества. Существует формула выбора профессии, которая в общем виде показывает, как сделать оптимальный выбор: — интересна и привлекательна – «хочу»; — доступна и посильна – «могу»; — имеет спрос на рынке труда – «надо» Ещё один познавательный визит ребята совершили в типографию Астраханского государственного университета. Дети увидели весь процесс создания печатной продукции: от приёма заказа до выпуска готовых газет и буклетов. Подростки наблюдали за работой целой команды: оператора электронного набора и цветоделения, художественного редактора, печатника.
Знакомясь с людьми разных профессий, ребята осознают, что выбор будущей специальности – важный и ответственный шаг. Специалисты, занимающиеся профориетацией, помогают мальчикам и девочкам понять, в каком направлении пойти, чтобы будущая работа приносила удовольствие себе и пользу окружающим.
Cоциально-реабилитационный центр «Русь»: г. Астрахань, ул. Коновалова, 14, телефон 57-73-66
Т. В. Ефремова, Cоциально-реабилитационный центр «Русь»