Когда-то бабушка талантливого, но никому не известного Дениса Мацуева продала квартиру в Иркутске, чтобы оплатить внуку — теперь уже пианисту с мировым именем — занятия со столичными педагогами. Современные родители, вдохновлённые фактами звёздных биографий, зачастую воспринимают детей как проект. Его успех зависит от инвестиций. И кажется, 2-4 года — самое время для старта. Тем более, что требования современной жизни к нежному возрасту далеко не детские.
В наше время детство заканчивается быстро. В деловом режиме, как свой рабочий график, родители расписывают каждый месяц первых семи лет жизни малыша. С раннего возраста самостоятельный, не по годам развитый, разговаривающий на английском и французском, талантливый в творчестве и перспективный в спорте — образ ребёнка поколения «некст», который стремятся «слепить» мамы и папы.
В 2-4 года малыши только осваивают родной язык. Мальчики в этом возрасте произносят ещё не все звуки, порой строя речь из словосочетаний. И вроде бы природу не поторопить, но методики раннего развития пытаются это сделать, основываясь на феномене детской памяти. Специалисты знают, как закладывать в «свежие» головы английский, итальянский… Способны ли дети с незакреплёнными формами родного языка воcпринимать заморские слова, и будет ли результат от таких занятий?
Комментарий специалиста:
Я не беру на занятия детей в возрасте до 4-х лет. Как правило, они ещё не проговаривают все звуки. Но бывают и исключения. Мне достаточно 2-х начальных уроков, чтобы определить, готов ребёнок или нет, интересно ли ему. Особенно интересно работать с 4-х летними детьми, у них внутри мир сказок. Беру житейские ситуации, например, поход в магазин, и в игровой форме проговариваю с ними простые речевые образцы. Конечно, в этом возрасте слова, фразы — всё произносится на уровне звукоподражания. Дети с каким-то актёрским мастерством копируют даже правильные интонации. С малышами я не ставлю цели чисто английского произношения, чтобы не было путаницы, ведь им ещё в первый класс идти. Главное в занятиях с дошкольниками — погружение в мир иностранной речи. Осознанно же заниматься английским языком я рекомендую в 6 лет, а лучше ближе к 7 годам.
Елена Алексеева, педагог дополнительного образования по английскому языку
Услуги дополнительного образования для детей раннего возраста платные. В муниципальных домах творчества Астрахани открыто много кружков. Правда, чем младше ребёнок, тем беднее выбор: специалистов, работающих с малышами, немного, и организация образовательного процесса с маленькими непоседами весьма проблематична.
Способности и предпочтения будущего воспитанника центра сначала определяют родители, затем наклонности диагностирует педагог. Даже если в 3 года малыш не расстаётся с кистью, это не означает, что в семье растёт второй Шишкин. Скорее, это указывает на дефицит увлекательных занятий. Потому главная родительская забота в процессе роста малыша — обеспечить широту кругозора и лишь корректировать выбранное направление.
Не нужно постоянства: полгода на посещение изостудии, полгода — драмкружка, ещё полгода — занятия плаванием. Ребёнок должен пробовать, вдохновляться, разочаровываться, искать… Побывать в Третьяковке и на стадионе, увидеть горы и море, услышать иностранную речь, забить штрафной, отрепетировать первую роль, сделать гран-плие, исполнить до мажор, поработать кистью в разных техниках и достичь первых высот, чтобы определиться, в каком направлении продолжать творческий и (или) спортивный путь.
Развивающемуся детскому организму физические занятия на пользу. Спорт и ребёнок обязательно подружатся, если тренировки придут в жизнь малыша в правильное время. Выбирая вид спорта, учитывайте возраст чада. Заниматься плаванием и осваивать горные лыжи можно с 3-х лет. В секцию ушу принимают четырёхлеток, футбола — с 6 лет, а бокса — не раньше 11. Как и в любом занятии, здесь важно найти своего тренера-наставника, который раскроет потенциал ребёнка.
Записывая сына или дочь в кружок или секцию, оцените силы юного создания и свои временные возможности. Если спортшкола или дом творчества расположены на другом конце города, то при всей нацеленности на результат путешествие будет утомлять. Холодное время года — это ветра и сквозняки, и в перспективе — больничные, а не развитие. Поэтому целесообразнее выбирать центры, расположенные недалеко — в вашем микрорайоне или районе.
Нагружая малыша, спасая от скуки и делая вклад в его будущее, не переусердствуйте. Ребёнок не может быть проектом, это не шанс для упущенных возможностей его родителей, не амбициозная перспектива. Ребёнок — человек, с мнением которого нужно считаться. Он сам должен делать свой выбор. Для этого нужно дать ему возможность хотя бы подрасти.
Марина Куртикова, Центр развития социальной сферы