«Ты должен хорошо учиться», «Получай только четвёрки и пятёрки!», «Будь самым лучшим!» — часто именно с этих фраз взрослые, ожидающие от своих детей успехов в учёбе, начинают разговор о школе. Ученики начальных классов, недавно расставшиеся с беззаботным детством, ещё не понимают, для чего им нужно зубрить скучные правила и старательно делать уроки. Сегодня мы обсудим, как мамы и папы могут помочь своим младшеклассникам учиться с удовольствием.
Обучение в начальной школе выстраивается по определённой образовательной программе — традиционной или развивающей.
Главный принцип классической системы обучения — «от простого к сложному» (программы «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Школа России», «Планета знаний», «Гармония», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа»). Ребёнок шаг за шагом изучает новый материал, который закрепляется чаще всего с помощью однотипных упражнений. Информация, представленная в учебниках, максимально упорядочена: сначала следует новая тема с подробным объяснением, примерами и правилами, далее — задания на закрепление и повторение.
В развивающих программах (системы Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова) используется другой способ подачи материала. Школьнику не нужно зубрить готовое правило, а необходимо сформулировать его, нужно не решить задания по алгоритму, а стоит найти ответ нестандартным путём. Занятия организованы так, чтобы у малыша была возможность самому открыть завесу тайны. Впрочем, развивающая система обучения не получает широкого распространения, поскольку требует от педагогов высокого уровня профессионализма. Кроме того, такие программы не имеют продолжения в старших классах школы.
По каким бы методикам и программам ни организовывались уроки в школе, роль родителей-помощников особенно важна. В первые годы, когда ребёнок адаптируется к новым для него правилам, мамам и папам необходимо контролировать выполнение домашней работы. Родителям нельзя игнорировать просьбы о помощи и оставлять вопросы ребёнка без ответа. В то же время не стоит полностью выполнять задания за сына или дочь. В первом случае малыш, обижаясь на равнодушие взрослых, будет относиться к урокам с пренебрежением, во втором — ребёнок привыкнет постоянно полагаться на окружающих.
Однако, если классическая программа понятна большинству родителей, то нетрадиционные учебники повергают взрослых в шок. Из-за сложности и разнообразия заданий мамы и папы начинают считать, что ничем не могут помочь своему малышу. Однако, как показывает опыт педагогов, родители вполне способны разобраться в нестандартных домашних упражнениях. Нужно лишь каждый день интересоваться у малыша, что нового он узнал в школе, с какими проблемами столкнулся, что у него получилось преодолеть, а с чем он пока не справился. Как подчёркивают специалисты, очень важно, чтобы взрослые проявляли искренний интерес к школьной жизни своих детей.
Итак, что же нужно делать родителям, чтобы помочь детям учиться с удовольствием? Педагоги формулируют следующие рекомендации для мам и пап.
- Организовывать комфорт. Младший школьник с трудом способен концентрировать внимание, поэтому так важно создать благоприятную обстановку. Ребёнок быстрее справится с уроками, если он находится в отдельной тихой комнате и его ничто не отвлекает. Малышу должно быть комфортно сидеть за столом, поэтому стоит обратить особое внимание на правильное освещение и наличие необходимых канцелярских принадлежностей, которые должны находиться под рукой.
- Распределять время. Ребёнок учится успешнее, если он соблюдает распорядок дня. По словам экспертов, садиться за «домашнюю парту» нужно в строго определённое время, например, с 15.00 до 17.00. Сначала следует предложить малышу выполнить задания средней степени сложности (например, письмо, окружающий мир), потом перейти к упражнениям, требующим высокой концентрации внимания (математика), и завершить домашнюю работу лёгкими заданиями (рисование, изготовление поделки и другое). После 15-20 минут занятий необходимо сделать перерыв.
- Поощрять увлечения. Жизнь школьника не должна быть ограничена уроками и подготовкой к ним. Свободное время необходимо заполнить подвижными играми, спортивным и творческим хобби. Только так ребёнок будет всесторонне развиваться и получать положительные эмоции.
- Запоминать правильно. Родителям важно научить малыша после внимательного прочтения материала выделять главные положения и пересказывать текст сначала по вопросам, затем – объяснять параграф своими словами. Школьник должен не механически повторять чужие мысли, а обдумывать их. Лишь стихотворения и некоторые правила требуют дословного воспроизведения.
- Находить ответы вместе. Ключ к продуктивной учёбе — в расширении кругозора. Если малыш задал вопрос, ставящий в тупик, не стоит прятаться за стыдливым «не знаю», лучше поискать информацию на эту тему вместе: открыть энциклопедии, обратиться к электронным книгам в сети Интернет, сходить в музей. Так родители не только смогут обогатить свои знания и знания малыша, но и научат ребёнка пользоваться справочными материалами и черпать полезные сведения отовсюду.
- Отказываться от критики. Очень важно хвалить ребёнка за первые, пусть даже весьма скромные, успехи. Если малыш сталкивается с трудностями, его необходимо подбадривать. Не стоит сравнивать ребёнка с его одноклассниками, которые учатся лучше. Малыш будет изо всех сил стараться догнать их по успеваемости и неожиданно для самого себя может потерять интерес к обучению. Кроме того, замечания родителей способны вызвать у ребёнка чувство зависти и раздражения при общении с более успешными учениками.
Первые годы учёбы особенно сложны для детей. От мудрости и понимания родителей во многом зависит, как ребёнок будет относиться к школе – с радостью бежать на занятия или воспринимать обучение как наказание.
А. И. Славянова, Центр развития социальной сферы