Большинство детей с особенностями в развитии испытывают трудности в общении: не могут правильно сформулировать вопрос, пересказать по картинке прочитанный текст, изменить интонацию голоса. Учителя-дефектологи областного реабилитационного центра нашли способ, как помочь ребятам. Они развивают детей с помощью нестандартной методики — мнемотехники.
Мнемотехника — это технология улучшения памяти, совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи.
- История мнемотехники насчитывает более 2500 лет.
- С греческого языка «mnemonikon» переводится как «искусство запоминания».
- Техника получила имя в честь древнегреческой богини памяти Мнемозины.
Сотрудники реабилитационного центра применяют такую технику на уроках знакомства с окружающим миром и развития речи. Благодаря мнемотехнике у ребёнка расширяются представления об окружающем мире и формируется речь.
Как выстраиваются занятия? Для начала дефектолог знакомит ребёнка с мнемоквадратом — карточкой, на которой изображён некий символ. В нём зашифровано слово или простое предложение. Педагог спрашивает, на что похож символ, а ребёнок пробует его описать.
Затем дети рассматривают уже несколько символов, расположенных в одном ряду. В такой мнемодорожке «спрятались» несколько слов или словосочетание.
На третьем этапе дети учатся составлять предложения, а в дальнейшем — рассказы по мнемотаблице. Основу схемы составляют пословицы, сказки, стихотворения. Темами могут быть явления природы, домашние животные или же последовательность действий при сервировке стола и так далее.
Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов
|
Постепенно количество символов в таблице увеличивается — уроки должны быть построены по золотому правилу — «от простого к сложному».
К каждому слову или маленькому словосочетанию придумывается изображение, таким образом текст схематично «зарисовывается». С картинками-помощниками ребёнку значительно легче начать рассказ, чем без опоры на схему.
Специалисты областного реабилитационного центра занимаются с ребятами разных возрастов, в основном от 5 лет. Это дети с ДЦП, с задержкой психического развития, которым сложно общаться. Мнемотаблицы помогают им донести свои мысли и связать слова в логичный текст.
По мнению педагогов, эффективность урока возрастает, когда особенному ребёнку предлагают не рассмотреть уже готовую таблицу, а нарисовать её вместе со взрослым. Это помогает детям лучше запомнить символы и активно включиться в беседу. Даже если ребёнок лишь показывает на картинки, пока не произнося слова, он всё равно проводит большую работу над собой — запоминает схемы. У него формируется пассивный словарь, который со временем преобразуется в активный.
Айжан Джумабаева, Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями