«Меня всегда тянуло к детям», — рассказывает Татьяна Гусева, педагог енотаевского социального приюта для детей «Любава». Она работает здесь уже 20 лет и до сих пор отчётливо помнит первый рабочий день.
То, что ей нужно поступить в педагогическое училище, Татьяна знала всегда. Чувствовала, что именно эта профессия «её». Когда в руках оказался желанный диплом, девушка устроилась в детский сад. Ступенька за ступенькой молодой инициативный специалист поднималась по карьерной лестнице, а через несколько лет переступила порог нового учреждения — Енотаевского областного социально-реабилитационного центра для детей и подростков (сейчас — приют «Любава»).
О своём первом дне в «Любаве» социальный педагог Татьяна Гусева вспоминает так: «Сначала было нелегко и волнительно. Хорошо помню лица детей, которые внимательно смотрели на меня, нового в их коллективе человека, кто с интересом, кто с настороженностью. И я понимала, что к каждому их сердцу нужно подобрать свой ключик».
Работа с детьми особенная, трудная, но всегда интересная. Каждый новый день готовит новые сюрпризы. Здесь, в приюте, в отличие от обычного детского сада и школы, всё несколько иначе. Педагог занимается с ребятами, зная, что все они по разным причинам лишены возможности расти в родной семье и не чувствуют поддержки и любви близких. Но воспитатель не должен поддаваться эмоциям. По словам Татьяны Гусевой, нужно создавать такие условия, чтобы дети ощущали себя, как в семье, вместо мамы и папы научить их любить, радоваться, сочувствовать.
«Без призвания становиться педагогом нельзя. Здесь недопустим принцип «пришёл, отработал, ушёл и забыл». Конечно, ты думаешь о детях и в своё свободное время».
Все ребята любят задавать взрослым множество вопросов, начиная со слова «почему». Педагогу не «увильнуть» от таких интервью. Чтобы авторитет взрослого не падал в глазах ребёнка, уверена Татьяна Гусева, нужно неуклонно повышать уровень мастерства и пробовать в своей работе что-то новое. У неё целый архив с методическими пособиями, дидактическими материалами и ссылками на полезные интернет-ресурсы.
Татьяна Васильевна часто читает со своими подопечными книги. Слушая народные сказки и рассказы известных писателей, дети узнают, почему нужно заботиться о братьях наших меньших, помогать младшим, делиться друг с другом. Поступки героев ребята ещё долго обсуждают с педагогом.
«Педагог — это ещё и наблюдатель. Мне нравится наблюдать за детьми. Как они относятся друг к другу, к животным, игрушкам — по поведению можно многое рассказать о ребёнке и его характере».
Наблюдая за своими подопечными, Татьяна Гусева стремится понять каждого. Она всегда в центре внимания ребят. Вот она пускает с детьми огромные мыльные пузыри, учит делать бумажную вертушку, идёт со своими подопечными на экскурсию…
Воспитанники вырастают, женятся, но не забывают годы спустя прийти к любимому учителю. Они смотрят в её глаза и говорят, что она не изменилась, только взгляд стал ещё теплее. Их счастливо устроенные жизни — лучшая благодарность педагогу, заменявшей этим детям родных. Вдохновлённая примером Татьяны Гусевой одна из бывших подопечных поступила в социально-педагогический колледж. Скоро она сама будет опекать ребят, отвечать на их многочисленные «почему…», делая всё, как и её наставник и кумир, чтобы у детей было полноценное детство.
«Важно не только научить детей жить по нормам и правилам общества, но и помочь заронить драгоценное зерно доброты и любви в душе ребёнка».
Социальный приют для детей «Любава»