Любому ребёнку нужно время, чтобы адаптироваться к новой окружающей обстановке. Особенно сложно этот процесс даётся детям с ограниченными возможностями здоровья. Задача специалистов астраханского Научно-практического центра реабилитации детей «Коррекция и развитие» — ненавязчиво помочь своим подопечным выработать правильные модели поведения в различных ситуациях. Для этого сотрудники установили в учреждении зеркало Гезелла.
«Зеркало-шпион» получило широкое распространение благодаря изобретательности американского психолога Арнольда Гезелла, который потратил несколько лет на изучение социального взаимодействия детей. Учёный оборудовал специальную комнату, где ребята могли играть, учить уроки и даже готовить еду. Для наблюдений за мальчиками и девочками он использовал стекло с односторонней проницаемостью.
С первого взгляда зеркало Гезелла ничем не отличается от применяемых в быту зеркал, однако поверхность этого стекла с одной стороны покрыта тонким слоем металла. Эта «оболочка» превращает предмет в затемнённое окно и пропускает свет насквозь. Специфика строения такого зеркала позволяет наблюдать за тем, что происходит за стеклом. При этом человек, находящийся по ту сторону необычного экрана, видит только своё отражение.
В ходе исследований психолог заметил, что наиболее естественным поведение детей становилось в присутствии ребят-сверстников и в привычной компании. Когда в комнату заходил новый человек, мальчики и девочки переставали вести себя свободно и расслабленно. Кроме того, «шпионаж» помог выявить у испытуемых определённые творческие способности.
В астраханском Научно-практическом центре зеркала Гезелла установили в комнате антистресс-терапии и в отделении комплексной экспертизы и диагностики. Усовершенствованные полупрозрачные зеркальные стёкла дают возможность специалистам верно оценивать психологическое состояние каждого ребёнка в определённой ситуации. Помимо этого в комнатах ведётся видеонаблюдение. Полученные с помощью современных устройств результаты обрабатываются и анализируются. Такие методы помогают специалистам Центра следить за динамикой развития своих воспитанников и назначать им эффективные методы коррекции. Кроме того, использование особого зеркала является частью образовательного процесса персонала и студентов в ходе практико-ориентированных дисциплин. Наблюдая через необычный экран за тем, как тот или иной специалист работает с ребёнком, коллеги и будущие специалисты перенимают полезные навыки и знакомятся с новыми методиками. Следить за тем, как проходят коррекционно-развивающие занятия, могут и сами родители. Это положительным образом влияет на понимание особенностей поведения их детей, что гарантирует закрепление результата реабилитации.
Где ещё используется зеркало Гезелла?
- В переговорных и офисных помещениях;
- в помещениях банков;
- в комнате для следственных допросов;
- в оптических приборах.
Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие»: г. Астрахань, ул. Татищева, 12а, телефон 8 (8512) 48-31-81
Каролина Виноградская, Центр развития социальной сферы