В жизни встречается достаточно много ситуаций, способных раздосадовать маму и папу. Как поступить в том или ином случае? Для правильного решения нужны навыки анализа. Тема сегодняшнего разговора – чувства родителей.
Для начала давайте уточним, о каких ситуациях идёт речь. Изобразим эмоции родителей и детей в виде двух стаканов.
Ситуация 1: когда больше переживает ребёнок, его «стакан» полный, родитель же относительно спокоен, уровень в его «стакане» низкий.
Например:
- Вы пришли с работы поздно, сын или дочь встречает вас в унылом и рассерженном состоянии.
- Утром ребёнок не хочет идти в садик/школу.
Если вы видите, что ребёнка переполняют эмоции, позвольте ему выразить их, а затем вместе с ним обсудите эти чувства.
Ситуация 2: когда родитель «наполнен» эмоциями, а ребёнок особенно не переживает.
Например:
- Малыш с энтузиазмом катает по полу свою машинку. Вы торопитесь на работу, он мешает, одним словом, раздражает вас.
- Подросток включил магнитофон на полную громкость – вам это неприятно.
Итак, что же делать в подобных случаях, а именно, когда родителей переполняют эмоции? На этот вопрос отвечу правилом: Если ребёнок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Негативные чувства не стоит держать в себе. Не следует молча переносить обиду, подавлять гнев. Обмануть такими усилиями вы не сможете ни себя, ни своего ребёнка, который без труда «читает» ваше настроение по жестам и интонации, выражению лица и глаз.
Как же сказать о своих чувствах ребёнку, чтобы это ни для кого не было разрушительно? Снова отвечу правилом:
Когда вы говорите о своих переживаниях, ведите диалог от первого лица, а не критикуйте поведение сына или дочери.
В соответствии с данными правилами предлагаем вам возможные варианты реакции родителей.
- Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, меня это раздражает.
- Меня очень утомляет громкая музыка.
Заметьте, что эти предложения содержат личные местоимения мне, меня. Поэтому высказывания такого рода психологи назвали «Я-сообщениями».
Предлагаю вам использовать «Я-сообщения» в разговорах с детьми. Успех обязательно придёт вслед за опытом. Напоминаю: сначала определите, у кого сейчас проблема. Вас переполнило чувство? Тогда расскажите о нём самому себе, а потом поделитесь переживаниями с ребёнком.
Приятного вам общения!
При подготовке статьи использованы материалы из книги Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»
Венера Шарипова, Центр развития социальной сферы