МНЕМОТАБЛИЦА ДЕТИБольшинство детей с особенностями в развитии испытывают трудности в общении: не могут правильно сформулировать вопрос, пересказать по картинке прочитанный текст, изменить интонацию голоса. Учителя-дефектологи областного реабилитационного центра нашли способ, как помочь ребятам. Они развивают детей с помощью нестандартной методики — мнемотехники.

Мнемотехника — это технология улучшения памяти, совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи.

  • История мнемотехники насчитывает более 2500 лет.
  • С греческого языка «mnemonikon» переводится как «искусство запоминания».
  • Техника получила имя в честь древнегреческой богини памяти Мнемозины. 

Сотрудники реабилитационного центра применяют такую технику на уроках знакомства с окружающим миром и развития речи. Благодаря мнемотехнике у ребёнка расширяются представления об окружающем мире и формируется речь.

Как выстраиваются занятия? Для начала дефектолог знакомит ребёнка с мнемоквадратом — карточкой, на которой изображён некий символ. В нём зашифровано слово или простое предложение. Педагог спрашивает, на что похож символ, а ребёнок пробует его описать.

Затем дети рассматривают уже несколько символов, расположенных в одном ряду. В такой мнемодорожке «спрятались» несколько слов или словосочетание.

На третьем этапе дети учатся составлять предложения, а в дальнейшем — рассказы по мнемотаблице. Основу схемы составляют пословицы, сказки, стихотворения. Темами могут быть явления природы, домашние животные или же последовательность действий при сервировке стола и так далее.

Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Преобразование абстрактного символа в конкретный образ.
  3. Составление рассказа на основе изображений.

Постепенно количество символов в таблице увеличивается — уроки должны быть построены по золотому правилу — «от простого к сложному».

К каждому слову или маленькому словосочетанию придумывается изображение, таким образом текст схематично «зарисовывается». С картинками-помощниками ребёнку значительно легче начать рассказ, чем без опоры на схему.

Специалисты областного реабилитационного центра занимаются с ребятами разных возрастов, в основном от 5 лет. Это дети с ДЦП, с задержкой психического развития, которым сложно общаться. Мнемотаблицы помогают им донести свои мысли и связать слова в логичный текст.

По мнению педагогов, эффективность урока возрастает, когда особенному ребёнку предлагают не рассмотреть уже готовую таблицу, а нарисовать её вместе со взрослым. Это помогает детям лучше запомнить символы и активно включиться в беседу. Даже если ребёнок лишь показывает на картинки, пока не произнося слова, он всё равно проводит большую работу над собой — запоминает схемы. У него формируется пассивный словарь, который со временем преобразуется в активный.

Invalid Displayed Gallery

Айжан Джумабаева, Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями